МОАУ "СОШ № 79"
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 79"

Учебный процесс - Психологическая служба

Добавлено: 3 декабря 2020 22:26
Категория: Воспитание

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

1. осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в школе;

2. содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка;

3. способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

4. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся и принимает меры по оказанию различного рода психологической помощи ( психокоррекционной, реабилитационной, консультативной);

5. оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

6. проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения, составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;

7. ведёт документацию по установленной форме и использует её по назначению;

8. участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

9. осуществляет психологическую поддержку творчески одарённых учащихся, содействует их поиску и развитию;

10. определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

11. формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания;

12. консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетенции обучающихся. Педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);

13. в своей работе педагог-психолог использует знание:

- общей психологии, педагогической психологии и общей педагогики, психологии личности и дифференциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психологии, медицинской психологии, детской нейропсихологии, патопсихологии, психосоматики; - основ дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; - методов активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современных методов индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; - Декларации прав и свобод человека, Конвенции о правах ребёнка, нормативных документов, регулирующих вопросы здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты.



Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся

в  общеобразовательном учреждении.

Документация педагога-психолога должна:

  • основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ;
  • охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;
  • отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;
  • отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;
  • быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.

 

Виды документации, обеспечивающей и регламентирующей деятельность педагога - психолога

  • законодательно-правовые акты и нормативные документы;
  • специальная документация;
  • организационно-методическая документация.

 

Законодательно-правовые акты и нормативные документы

Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации. В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:

Международные:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Международная классификация болезней (МКБ 10).

Федеральные:

  • Государственной программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденная  Постановлением Правительства РФ  от 17 марта 2011 г.  №175
  • Приказ МО РФ от 16 июня 2014 г. N 658  «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
  • Постановление от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости» 
  • Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. N 1916-р О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
  • Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ";
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президент РФ 04 февраля 2010 года, Пр-271)
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
  • Федеральный Закон от  31.12.2014 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ  "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями)

 

  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 "Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений";
  • Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. "О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 "Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений";
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения";
  • Письмо МО РФ от 27.06.03 № 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
  • Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения"
  •  Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 "Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную";
  • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., Москва)

 

 

Региональные:

  • Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 год
  • Областная целевая программа "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы (ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 августа 2012 г. N 740-пп)
  • Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;
  • Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.

 

Локальные:

 

Организационно-методическая документация

  • Положение о психологической службе ОУ
  • Должностная инструкция педагога – психолога
  • Инструкция по охране труда для педагога - психолога
  • Хронометраж рабочего времени практического психолога.
  • График работы.
  • Паспорт кабинета
  • Годовой план работы
  • Дифференцированный план работы на месяц.
  • Планы по направлениям:
  • Договор о взаимодействии Психолого-медико-педагогической комиссии  ОУ  и территориальной ПМПК
  • Приказ о школьном ПМПк
  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
  • План работы ПМПк
  • Протоколы ПМПк
  • Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
  • Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
  • Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
  • Альбом диагностических методик.
  • Договор с родителями о разрешении на работу с детьми
  • Журналы учета видов работы:
  • План психолого-педагогического сопровождения учащихся в период подготовки к РЭ, ГИА и ЕГЭ
  • План работы педагога - психолога с одаренными детьми
  • План психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях внедрения ФГОС
  • План  по профилактике аутодеструктивного поведения
  • План психолого-педагогического сопровождения учащихся при выборе профиля обучения и профессионального обучения
  • План деятельности педагога-психолога по работе с юношами и допризывниками
  • Совместный план работы педагога – психолога и социального педагога по работе с детьми «группы риска»
  • План интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду
  • диагностика;
  • консультирование;
  • развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
  • развивающая и коррекционная работа (групповая);
  • просветительская работа;
  • организационно-методическая работа;
  • экспертная работа

 

Специальная документация

Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:

  1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
  2. Карта психического развития ребенка - совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
  3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
  4. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.
  5. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.